Групповые формы работы на уроке английского языка

Диплом
по предмету  Английский язык | Работа сдана в 2011 году
Страниц: 68 | Рисунков:3 | Таблиц:1 | 0% плагиата

Содержание

Введение3

Глава I. Теоретические основы применения групповой формы работы на уроке иностранного языка

Сущность и признаки групповой работы на уроке7

Виды и формы группового обучения.13

Способы формирования групп18

Преимущества и недостатки групповой работы на уроке.23

Глава II. Экспериментальная работа по организации группового взаимодействия на уроке иностранного языка

2.1 Роль и функции учителя в организации групповой работы .30

2.2 Алгоритм работы в группах и этапы обсуждения материала37

2.3 Групповые формы работы в российских и зарубежных УМК41

2.4 Исследование эффективности групповой работы на уроке.46

2.5 Использование групповых форм работы для формирования у учащихся основных видов речевой деятельности48

Заключение.59

Список использованной литературы .63

Приложения.67


Введение

Актуальность проблемы применения групповых форм работы на уроке иностранного языка связана со стремлением учебных заведений к повышению эффективности его овладения. Совершенствование урока основной формы процесса обучения призвано обеспечить органическое единство во взаимодействии учителя и учеников. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности [17: 102].

В настоящее время на уроках иностранного языка преобладают фронтальные, индивидуальные или парные формы организации учебной работы, представленные монологической или диалогической речью учащихся. Фронтальное обучение приводит к нивелированию учащихся, побуждению их работать в едином темпе, к которому они оказываются неготовы в силу разного уровня работоспособности и сформированности умений и навыков. Слабые ученики могут не успевать за остальными, а сильные могут потерять интерес из-за слишком низкого уровня сложности заданий. Кроме того, также возникает проблема стеснения некоторые дети боятся высказываться и предпочитают только слушать ответы товарищей. Индивидуальное же обучение хоть и учитывает посильность учебного материала для каждого школьника и обеспечивает оптимальную занятость каждого на уроке, однако оно исключает важнейший элемент при освоении любого иностранного языка общение, максимальное взаимодействие детей между собой. Обучение иноязычному общению неполно реализует свои учебные, социально-психологические и воспитательные функции (хотя это и предусмотрено в УМК)!?! общение осуществляется преимущественно в таких организационных формах: учитель ученик, учитель класс, иногда ученик ученик и очень редко ученики ученики. А ведь в естественных коммуникативных ситуациях, в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности человек гораздо чаще сталкивается с полилогической формой общения.

В условиях изучения иностранного языка школьникам не всегда предоставляется достаточная возможность для речевой практики.


Выдержка из работы

В поисках путей повышения эффективности обучения иностранному языку особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В российских и зарубежных школах использу¬ются три основные организационные формы: индиви¬дуальная, групповая и фронтальная. На разных истори¬ческих этапах предпочтение отда¬валось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. За¬тем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная сис¬тема, преобладает фронтальная.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Однако эти формы обучения имеют недостатки. При фронтальном обучении учитель ведет работу со всем классом одновременно, таким образом, урок оказывается рассчитанным на среднего ученика, однако учащиеся в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, уровня знаний, умений и навыков оказываются неготовы к единому темпу работы. Индивидуальная форма учебной работы несколько ограничивает общение учеников между собой, однако именно общение на уроке иностранного языка является очень важным условием эффективного обучения.

Долгое время школа и научно-педагогическая мысль охвачены поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Еще в первом веке Квентилиан утверждал, что студенты могут получать преимущества от обучения друг друга. Сократ обучал студентов в малых группах, втягивая их в диалог своим известным «искусством дискуссии». Римский философ Сенека, защищая групповое обучение, сказал: «Когда ты преподаешь, ты учишься дважды». Ян Амос Коменский верил, что ученики будут получать пользу как от того, что они учатся, так и от рассказа того, чему они учат других учеников [17: 89]. Исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и других показали эффективность применения групповых форм организации работы детей на уроке.

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах:

1.Работа в парах с постоянными или меняющимися собеседниками (такие пары называют диадами).

Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся ? работа в парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника или документа, выполнения лабораторных и практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др. Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной партой.

Многие созданные пары не способны решить задачу, потому что оба партнера находятся на низком уровне знаний или пассивны по натуре. Определенных успехов достигают пары учащихся, объединенные по схеме «руководство ? исполнение». Если пару составляют два сильных ученика или одинаковые по уровню знаний и умений, то реальным становится индивидуальное решение задачи. Тогда каждый стремится к верному конечному результату и лишь в отдельных случаях появляется совместное решение [30: 71-72].


Заключение

Экспериментальная работа, проведённая нами, доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательной процесса помогает добиться максимально высоких результатов и положительно сказывается на развитии детей. Данная форма работы может успешно применяться в методике обучения иностранным языкам (и английскому языку в частности).

Цель дипломной работы реализована. Мы исследовали эффективность применения групповых форм работы на уроках английского языка. Выяснили, что их применение служит отличным средством для повышения мотивации и эффективного формирования коммуникативных умений.

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной дипломной работы, решены. Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, проанализированы учебные пособия по английскому языку, проведены наблюдение и опрос обучаемых, проведена экспериментальная работа, в ходе которой мы подтвердили выдвинутую гипотезу. Экспериментальная работа доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса происходит осознанное овладение языком, повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников. Общение просиходит на «языке» (иностранном), поэтому ценно. Возрастают мотивация и интерес в овладении и в улучшении знания языка, в развитии ответственности и самостоятельности, в развитии памяти, творчества, экономии времени и умении кратко изложить идею, в развитии командного духа и изобретательности.

Форма группового обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. К тому же учителю


Список литературы

Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. М.: Просвещение, 1998.

Артёмов В.И. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1989.

Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. // ИЯШ, 1988, № 3.

Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.

Бенко А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972.

Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранным языкам. М.:1969.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М., 1982.

Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высш. школа, 1982.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. М., 1995.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвящение, 1991.

Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. М.: Амфора, 1998.

Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ, 2002, № 3.

Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. // ИЯШ, 1991, № 3.

Карамкова З. Дифференцированная групповая работа, как эффективное средство для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 .

Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. Изд.: Академия, 2004.

Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. СПб.: КАРО, 2005.

Конышева А.В. Особенности группового обучения иностранному языку. Linguodidactica, Т.6. Bialystok, 2002.

Конышева А.В. Психологические особенности обучения иностранному языку. Методическое пособие. Новополоцк.: ПГУ, 2000.

Куклина С.С Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением.// ИЯШ. 2000, №6

Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. Спб.: Педагогика, 2000.

Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.: Наука, 1975.

Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения / В сб. Советская педагогика и школа, V, Тарту, 1971.

Лиймeтс Х.Й. Групповая работа на урокe. М.: Изд. «Знаниe», 1975.

Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.

Мусницкая Е. В. Обучаем, развиваем и воспитываем. // ИЯШ. 1989, №3

Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4.

Мухина А.А. и Голунцова С.А. Из опыта организации коллективных занятий в начальной школе / В сб. Начальная школа, 1998.

Николаева Т. Групповая работа на уроке / ж. Народное образование, 1970, №12.

Онищук В. А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1986.

Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. // ИЯШ. 2000, № 1.

Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

Пассов Е.И. Основы коллективной методики обучения иноязычному обучению. М.:Русский язык,1989.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение. 1985.

Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование ? готовимся к диалогу культур. Минск: ООО «Лексис», 2003.

Ривин А.Г. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск, 1984.

Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 1986, № 4.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения, М., 1987.

Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе. Вопросы психологии, 2003. №5.

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.

Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3.

Тирская Е.А. О семинарских занятиях и групповой форме работы / ж. Преподавание истории в школе, № 3, 1991.

Ткачук П.Д Некоторые трудности обучения групповому общению на уроках французского языка и пути их преодоления. // ИЯШ. 2004, № 7.

Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении английскому языку. // ИЯШ. 2002, № 3.

Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: Эксперемент, 1997.

Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. М.:Угпедгиз, 1965.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М.:1992.

Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. В помощь начинающему учителю, 3-е издание. М.:1985.

Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998.

Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008.

Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000.

Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.

Benson, Jarlah. Working More Creatively with Groups. London: Routledge, 2000.

Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching. ? Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

Buttner Chr. Gruppenarbeit: eine psychoanalytisch-padagogische Einfuhrung. Matthias-Grunewald-Verlag, Mainz. 1995.

Cartwright, Dorwin and Alvin Zander. Group dynamics: research and theory 3e. London: Tavistock Publications.1968.

Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.

Glassman, Urania and Len Kates. Group Work. A humanistic approach. Newbury Park, CA.: Sage, 1990.

Jaques, David and Salmon, Gilly. Learning in Groups: A Handbook for Face-to-face and Online Environments 4e. London: Routledge. 2006.

Kagan, Spencer. Cooperative Learning. San Clemente, CA: Kagan Publishing, 1994.

Klein, Josephine. Working with Groups. The social psychology of discussion and decision. London: Hutchinson, 1991.

Long, Michael H. Group Work in the Teaching and Learning of English as a Foreign Language—Problems and Potential. Oxford Journal. VolumeXXXI, Issue 4, 2001.

Reid, K. E. From Character Building to Social Treatment. The history of the use of groups in social work, Westport, Connecticut, 1981.

Villers Sarah. Sharing our Understanding of the «Communicative Method»// ИЯШ. 2000, № 3

Inge C. Schwerdtfeger. Gruppenarbeit und innere Differenzierund. Wie gehe ich vor bei der eigenen Erstellung von Gruppenarbeitsauftraegen. Langenscheidt.Berlin-Munchen-Leipzig-Wien-Zurich-New York, 2006.

http://studium.lerntipp.at/gruppenarbeit/vorteile.shtml

http://studium.lerntipp.at/gruppenarbeit/phasen.shtml

http://edtech.kennesaw.edu/intech/cooperativelearning.htm

http://cher.lingvoland.ru/main/ru/kommunikativnajametodika/view/0/53/0/1/

Проведение опроса среди учащихся в 9 классе (приняло участие 15 человек).


Купить работу

Название работы: Групповые формы работы на уроке английского языка

1 600,00 руб


Эта работа немного не то что Вам нужно? Мы можем доработать эту работу под Ваши требования
Если Вам нужна полностью уникальная работа, именно по Вашей теме, то Вы можете совершенно бесплатно оценить сколько это будет стоить. Возможно срочное выполнение работ!

Не рекомендуем сдавать работу в чисто скачанном виде, возможно что она уже не раз сдавалась вашему преподавателю и уже успела примелькаться. Все представленные на складе студенческие работы можно использовать в качестве образца или примера для написания своей собственной работы. Из материала можно взять структуру, статистические данные или просто вникнуть в рассматриваемую тему.


В этом разделе вы можете скачать бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы по выбранному предмету. Также в каталоге содержатся платные работы, которые были написаны как профессиональными авторами, так и просто студентами. Но обязательно прошли проверку на соответствие жестким требованиям.


Понравившиеся студенческие работы — откладывайте в КОРЗИНУ. Позже Вы сможете их сравнить и выбрать нужные.

Мы настоятельно рекомендуем перед сдачей работы:

  • 1. Внимательно прочитай работу.
  • 2. Выпиши тезисами ключевые моменты.
  • 3. Подготовь несколько вопросов по тематике работы своему преподавателю.